Мажит Гафури
Народный поэт Мажит Гафури
(1880–1934)
У синих отрогов Урала, в объятиях двух песенных рек — Агиде́ли и Зили́ма, посреди живописных лугов, раскинулось село Зилим-Караново — родина народного поэта Башкирии Мажита Гафури, основоположника башкирской советской литературы. Здесь величественная Агидель — так башкиры называют реку Белую — меняет своё течение, сворачивает немного к западу. Места эти славятся как самые соловьиные…
В этом прекрасном уголке — чудесной колыбели детства — начался жизненный путь поэта. Отец его, сельский учитель Нургани, не чурался крестьянского труда, увлекался пчеловодством. По воспоминаниям Гафури, отец был хорошим рассказчиком, вечерами любил читать вслух собравшимся в доме односельчанам книги, вел увлекательные беседы. О своей матери Мажит писал: «…Видать, она была натурой очень чувствительной… Услышав о каком-нибудь трагическом случае или когда отец вслух читал книгу, она не могла остаться равнодушной, слезы на глаза навертывались помимо ее воли».
Впечатлительный и мечтательный Мажит с детства тянется к знаниям, с малых лет учится читать и писать, а затем поступает в сельскую школу — медресе. Любовь к книгам в семье, своеобразные домашние литературные вечера пробудили в душе будущего поэта чувство прекрасного.
Среди сверстников юный Мажит отличался умом и справедливостью. Рос он живым, подвижным, любил загадывать загадки и рассказывать сказки, затевал веселые игры в догонялки, «кто выше прыгнет», «мяч в ямке». Если во время игры возникали споры, их разрешал Мажит. С его решением соглашались все ребята. А еще Мажит любил рыбалку, лес, нравилось ему слушать пение птиц.
После школы в родном ауле Гафури учился в медресе в соседнем селе Большое Утяшево.
Ему было одиннадцать лет, когда его постигло большое горе: внезапно умирают его отец и мать. Осиротевшему Мажиту стало трудно учиться в медресе. Для того чтобы прокормиться, он вынужден был переписывать для сынков богачей книги, готовить им обед и кипятить самовар. А летом с маленьким братишкой Мажит ходил за плугом, помогал взрослым на сенокосе, обдирал с ивняка кору и продавал ее, чтобы накопить хоть немного денег для учебы.
Между тем Мажит становится лучшим учеником Утяшевского медресе: он свободно читает и переводит с арабского и фарси. Учитель Хатип показывает его гостям, которые восхищаются его знаниями. По совету своего учителя Гафури отправляется учиться в город Троицк.
То на попутных подводах, то пешком одолевает юный Мажит четыреста с лишним верст до Троицка. Добравшись туда, он обнаруживает, что позабыл в деревне свои документы, а без них на учебу не принимают… Проделав мучительный обратный путь в Зилим-Караново, настойчивый юноша возвращается в Троицк и поступает в медресе, становится шакирдом — учеником ишана Зайнуллы. Новый, двадцатый век будущий поэт встречает в этом религиозном училище.
В Троицке Гафури увлекается литературой. Летом он вместе с товарищами едет в казахские степи обучать детей казахов грамоте. Здесь он слушает песни казахских акынов — народных поэтов. Письменная литература и устное народное творчество башкир, татар и казахов дали толчок первым творческим шагам поэта.
Первое стихотворение Гафури написал весной 1902 года. Оно называлось «Шакирдам ишана» и содержало острую критику порядков в медресе. Многие шакирды стихотворение одобрили, а старшекурсники, бородатые шакирды-фанатики, поколотили богохульного стихотворца. Так началось творчество поэта, такова была первая реакция читателей.
Первая книга стихов поэта «Сибирская железная дорога» вышла в 1904 году в Оренбурге. В ней Гафури воспел новый век — век прогресса и техники, созидательную силу великой России.
Честь и слава России — могучей стране,
Чьё дыханье я слышу в ночной тишине.
Где слова разыскать, чтоб о ней рассказать,
Чтоб достойною песней воспеть её мне!
В том же 1904 году в Казани был издан первый рассказ Гафури «Жизнь, прошедшая в нищете» о тяжкой доле деревенской бедноты. Так, в канун революции 1905–1907 гг. в башкирской и татарской литературе появился новый писатель, певец простых тружеников, поэт и прозаик, Мажит Гафури.
Как подлинно народный поэт Гафури сложился и стал известен в грозные годы первой русской революции. Встретив 1905 год в Казани, он активно выступает в печати со стихами, посвященными революции, призывая народ к объединению. «Капля за каплей — большой переполнен сосуд, время настало — должен пролиться он», — писал поэт.
В известных стихах «Завещание 1906 года 1907 году» и «Ответ седьмого года» поэт призывает народ «свалить большое дерево» и «одеть землю в другой наряд». Читателям был понятен образ: «большое дерево», — самодержавие. Недаром за «преступные мысли», выраженные в этих стихах, царские жандармы в 1911 году пытались привлечь поэта к ответственности. М. Гафури попал под надзор полиции.
В период революционного подъема Гафури написал повесть «Бедняки» и рассказы, обличающие социальное неравенство и несправедливость. Вместе с тем в этих произведениях писатель воспевал чистоту души простого труженика, его истинную человечность.
С каждым годом творчество Гафури становится ближе к народу. На его поэзию немалое влияние оказывали его современники — крупнейшие татарские поэты Г. Тукай, С. Рамиев, Дердеманд.
Знакомится Гафури и с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова и Крылова.
Гафури становится признанным мастером лирики. Немало проникновенных стихов он посвящает родной природе, детям и юношеству.
Тесную связь своей жизни, своего творчества с жизнью народа поэт подчеркивал во многих своих произведениях. В стихотворении «Я и мой народ» он писал:
Лишь сделаю я шаг вперёд —
Как тотчас оглянусь назад:
Желая знать, куда шагнул,
К народу обращаю взгляд.
Вместе с народом делил Гафури невзгоды и тяготы жизни. В годы первой мировой войны он написал смелое, обличительное стихотворение «Видно, нет тебя, аллах…». Здесь он поднимает голос протеста против братоубийственной войны.
Гафури стал не только счастливым свидетелем, но и пламенным певцом Великой Октябрьской революции. Он принял революцию и отдал все свои силы созданию новой советской культуры, стал основоположником башкирской советской литературы. Поэт воспел героев нового времени, грудью поднявшихся на защиту завоеваний Октября.
От имени красного воина — одного из борцов за Советскую власть поэт давал клятву:
Пока враги родной страны
в крови не лягут, присмирев,
Я не вложу меча в ножны,
не усыплю свой правый гнев.
После Октября начался новый период творчества Гафури. С еще большей энергией работает поэт в различных жанрах литературы. В своих стихах он